Критик современного искусства

Как художнику относиться к критике

Критика – хорошо, критиканство – плохо. Критиков – мало, критиканов – много.

Художникам полезно слушать критиков и критиканов. Критиканов – чтобы посмеяться, бред они несут качественный. У тебя картины сильно красные, попробуй оранжевую краску. Глаз должен быть круглым, а у тебя овальный. А где, собственно, ресницы? Я бы такую картину максимум в туалете повесил. Натюрморт бы на стену повесил, а твоей картиной только весь интерьер квартиры испортишь. Нос совсем на человеческий не похож. Ужас, ты зачем голых людей нарисовал?

Ребята, каждый должен заниматься своим делом.

Космонавт выходит в космос. Я ему не советую отключать шлюз и прокалывать скафандр.

Инженер собирает микросхемы для умных аппаратов. Я ему не советую побольше красненьких и кругленьких штучек туда добавлять.

Сантехник останавливает поток. Я ему не советую, каким ключом перекрывать воду.

Электрик занимается проводкой. Я ему не советую только синенькие проводки оставить, а желтые убрать.

Художник пишет картины. Не надо художнику советовать. Он и без советов издергается над каждым штрихом, над каждым тюбиком краски.

Иногда критикан практически синоним завистник. Будь как все, что ты там выделываешься. Сходил на работу, лёг на диван, включил телек, пивасика в пятницу хлебнул, жена рядом прошла – потрогал её титьки. Сладкая жизнь.

Такие ребята чаще всего завидуют. Завидуют даже не совсем правильный глагол. Завистникам не даёт покоя, что ты другой, что ты не хочешь прожить жизнь на диване, что ты стремишься развивать себя и развивать других. Завистники критикуют всех подряд, не только художников. Эксперты во всём. И коллега кривой, и футболисты зажрались, и художники рисуют неправильно, и соседка толстая. Один я идеальный. Иногда критика завуалирована в виде шуток. Шутки смешны только самому завистнику. Он ведь и в юморе не одного Петросяна съел.

А вот критики могут толковые вещи подсказать. Художественные критики должны быть художниками, иначе беда. Исключения составляют жены художников, тоже могут дать дельный совет. У Сальвадора Дали – Гала, у Марка Шагала – Белла, у известного художника Алеся Верёвкина-Орлова – Алёна.

За критику надо благодарить. Но и критиков надо именно слушать, а не слепо следовать. У них свой взгляд, они художники, они так видят. Но и ты художник, и видишь по-другому. Может я целенаправленно избегаю перспективы. Мне так нравится.

Выпучивать глаза и рвать глотку, доказывая своё виденье, не рекомендую. Впустую потратишь время и нервные клетки. Правильного мнения нет.

Правильность – это всего лишь точка зрения.

Импрессионисту кажутся неправильными доводы супрематистов. Реализм не подружится с экспрессионизмом или сюрреализмом.

Главное – оставаться равнодушным. Не в смысле наплевать на мнение других, а не принимать всё близко к сердцу. Хотя художники те ещё хладнокровные. Все чувствительные. Переживают по любому поводу. Боятся показывать свои работы. Мир не поймёт. Искусство никому не надо. Я один во всем мире. Помогите. Не трогайте меня. Дайте карандаш и бумагу. Уйду в мастерскую и не вернусь. Картины не отобрали на выставку – есть у кого-нибудь пистолет?

Важная информация: мнение других – это мнение других. Постоянно слушать сторонние мнения – серьёзный риск потерять своё Я. Пусть у тебя, у художника, есть недостатки в технике. Но недостатки могут стать достоинством. Так криво нарисовать руки никто не сможет. Так непохоже нарисовать портрет никто не сможет. Художников с краснющим дипломом тьма, они отлично рисуют, но не всегда интересно. Творчество отличников забывается моментально.

Важная информация №2: интернет – улица. На улице встречаются много незнакомцев на своей волне. Могут толкнуть плечом, могут пройти мимо, могут вонять постоянно, могут единожды пукнуть, могут открывать рот. На улице мы стороной обходим таких ребят. Но они ходят не только по улице, они живут и в интернете. В интернете их сложнее обойти, они там короли троллинга. Троль напишет едкий комментарий, и всё, художник переживает, отвечает ему тирадой, но зря. Смысла в этом нет. Опять потеряешь время и, возможно, уверенность в себе. Меня не понимают, всего три лайка и один негативный комментарий.

Нет уверенности – нет художника.

Сомневаться и экспериментировать важно. Важно уверенно сомневаться и экспериментировать.

Я — не суперуверенный. Но стремлюсь. Эмоциональность просто так не победить.

Недовольный заказчик. Что делать?

Не знаю. Честно. Сложный момент. И денег хочется заработать, и наслаждаться творчеством тоже. Заказчик прав. Он хочет всё-таки портрет с носом. Жена не оценит свой портрет, где у неё не будет носа. Подарок на день рождения так себе получится. Доводы художника, что фантазия дорисует нос, скорее всего, не прокатят. Конфликт интересов.

У заказчика стены в квартире бледно-розовые. Картину он хочет таких же тонов, для интерьера будет идеально. Но художник рисует насыщенным красным. Конфликт. Картина оригинальная получилась, но заказчику она не подходит.

Заказчик остаётся без картины, но с деньгами. Расстроен. День рождения жены уже завтра, а подарка нет. Okey, google, что подарить жене на день рождения?

Художник остаётся с картиной, но без денег. Тоже расстроен. Напился.

Художнику надо выбирать: деньги или свобода творчества?

Я за творчество. Идеальные заказчики появятся. Будут засухи. Никто не будет заказывать картины для интерьера, или на свадьбу молодым, или как подарок на день рождения жены. Но прорвёт. Обязательно прорвёт. Надо верить. Спокойно писать картины и верить.

Карлсон говорил: «Спокойствие, только спокойствие».

Художественный критик и художник

Уста Карлсона истину глаголют.

Художник, будь спокоен. Критикуют – значит ты живой, ты настоящий.

Поделиться: